Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Нижегородской области
«Защищай свои права – грамотно!»

   Директор ТФОМС Нижегородской области С.А. Малышева: «Защищай свои права – грамотно!»
   Полис обязательного медицинского страхования сегодня есть практически у каждого нижегородца, качество медицинской помощи, которая оказывается пациентам в рамках Программы государственных гарантий, с каждым годом становится все лучше, квалификация врачей, работающих в медицинских учреждениях региона – все выше. Но что делать, если права пациента – в отдельно взятом случае – оказались нарушены? Как разобраться в огромной системе обязательного медицинского страхования? Подробнее об этом мы беседуем с директором Территориального фонда ОМС Нижегородской области С.А. Малышевой.
   -Светлана Александровна, что относится к нарушениям прав застрахованных лиц, которые получают медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования?
   -Таких позиций несколько. В первую очередь, к нарушению прав пациента относится отказ в оказании бесплатной медицинской помощи в соответствии с программой обязательного медицинского страхования. Отказ в предоставлении бесплатной медицинской помощи при экстренных и неотложных состояниях из-за отсутствия полиса обязательного медицинского страхования также неправомерен – пациенту обязаны оказать экстренную медицинскую помощь даже в том случае, если у него нет в данный момент страхового полиса на руках. Нарушением прав пациента при получении медицинской помощи будет являться и факт требования срочной замены «старого» полиса обязательного медицинского страхования, на полис ОМС единого образца.
   -А взимание платы с пациента?
   -Если пациенту предлагают заплатить деньги за медицинскую помощь, которая предусмотрена программой обязательного медицинского страхования, или человек в период госпитализации в стационар по назначению врача на собственные средства покупает лекарства, входящие в стандарт лечения по его заболеванию, - это грубое нарушение прав застрахованных в системе ОМС.
    Законодательство нашей страны позволяет пациенту выбрать медицинскую организацию из числа учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, также пациент имеет право на выбор лечащего врача. Придя в медицинское учреждение, человек должен знать: здесь ему обязаны оказать качественную медицинскую помощь, не нарушая сроков ее ожидания; работники больницы или поликлиники должны соблюдать медицинскую этику; персональные данные каждого пациента останутся в стенах медицинского учреждения.
   -Что делать пациенту, если его права оказались все же нарушенными? Куда обращаться?
   -В первую очередь - к руководителю или иному должностному лицу медицинской организации (заместителю главного врача или заведующему отделением) – ситуация вполне может быть решена на этом уровне.
   Если вопрос не решается, пациент может обратиться к страховому представителю страховой медицинской организации, выдавшей гражданину полис обязательного медицинского страхования. Страховая медицинская организация обязана осуществлять рассмотрение обращений  граждан,  защищать права и законные интересы застрахованных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинских организациях.
   Контакты страховых медицинских организаций:
-филиал ООО «Страховая компания "Ингосстрах-М»  в  г.Н.Новгороде  - 8(831)422-44-54;
-филиал ООО «РГС – Медицина»  в Нижегородской области  - 8(831)439-51-21;
-Нижегородский филиал ОАО «РОСНО-МС»  - 8(831)430-63-84;
-Нижегородский филиал ООО «СМК «РЕСО-Мед»  - 8(831)411-14-28.
   В  Министерстве здравоохранения Нижегородской области работают телефоны «горячей линии»:
- жалобы на оказание медицинской помощи взрослому населению: 8(831) 435-32-12;
- по вопросам льготного лекарственного обеспечения: 8(831) 435-31-67;
- по вопросам оказания медицинской помощи взрослому населению: 8(831) 435-31-24, 8(831) 435-31-26;
- по вопросам оказания медицинской помощи детям: 8(831) 435-31-46, и родовспоможения: 8(831) 435-31-41.
   Если страховая медицинская организация недостаточно эффективно защищает интересы пациента или возникают вопросы при получении медицинской помощи по полису обязательного медицинского страхования за пределами Нижегородской области, в Территориальном фонде ОМС Нижегородской области также работает «Горячая линия»: 8(831)233-90-57 (в рабочие дни: понедельник-четверг с 8:30 до 17:30, в пятницу и предпраздничные дни с 8:30 до 16:30). Также работает телефон «Контакт-центра» : 8-800-333-71-93 (круглосуточно).
   -А если получилось так, что человеку понадобилась медицинская помощь за пределами родного региона?
   -Полис ОМС дает право на получение бесплатной медицинской помощи на всей территории РФ. Если права пациента были нарушены вне территории страхования, за защитой прав застрахованного лица на получение бесплатной медицинской помощи нужно обращаться в территориальные фонды ОМС той территории, где пациенту оказывается медицинская помощь. Адреса и телефоны территориальных фондов обязательного медицинского страхования размещены на сайте Федерального фонда обязательного медицинского страхования www.ffoms.ru.
   -Все ли ответы можно получить устно?
       -В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение может быть дан устно.       Если может потребоваться дополнительная проверка, в этом случае лучше оформить обращение в виде письма и отправить его любым следующим способом:
Через сеть Интернет на сайт ТФОМС Нижегородской области: www. tfoms.nnov.ru  
По факсу: 8(831)233-90-01.
На адрес электронной почты: info@tfoms.nnov.ru
На почтовый адрес: 603006, г.Нижний Новгород, пл. Свободы, д.6 (письменная корреспонденция).
   -Как долго пациенту придется ждать ответ на свое обращение?
   - Если пациент обратился письменно (по почте или в ходе личного приема), его обращение рассматривается в течение тридцати дней со дня регистрации в отделе организационной и кадровой работы ТФОМС Нижегородской области. В исключительных случаях сроки рассмотрения обращения могут быть продлены на срок, не более чем на 30 дней.
     В случае поступления обращения на официальный сайт ТФОМС Нижегородской области в раздел «Вопрос-ответ», ответ на обращение готовится в течение трех  рабочих дней от момента регистрации и размещается в разделе «Вопрос-ответ» в течение одного рабочего дня со дня подписания ответа на обращение директором.
     Обращение, которое поступило на адрес электронной почты ТФОМС Нижегородской области, регистрируется и рассматривается, как письменное. Ответ на него одновременно направляется на почтовый адрес, указанный в обращении, и на указанный адрес электронной  почты.
     Бывают такие обращения, которые не входят в компетенцию ТФОМС Нижегородской области. В таких случаях поступившие подлинные документы передаются в другой административный орган для рассмотрения по принадлежности (не позднее чем в семидневный срок), заявитель о данном факте извещается дополнительно.
Таким образом, ни одно из обращений не остается без внимания!
     Основная задача Территориального фонда ОМС - контролировать качество и доступность оказания бесплатной медицинской помощи, и прилагать все усилия, чтобы удовлетворенность пациентов теми услугами, которые они получают в медицинских организациях Нижегородской области, работающих в сфере ОМС, была высокой. Этим мы и занимаемся каждый день.