Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Нижегородской области
Нижегородская область – участник важного «пилотного» проекта

    Что такое Бережливое производство? На первый взгляд, бережливость – это экономия, скупость, скупердяйство. На самом деле, бережливое производство работает не с сокращением расходов, что могло бы привести к снижению качества медицинской помощи, а с сокращением потерь, которые есть на каждом рабочем месте, будь то врач, медсестра, сотрудник регистратуры или гардероба, главный врач. Такой подход позволяет повысить качество услуг, обеспечить рост производительности труда и уровня мотивации персонала, что, в конечном счете, отражается на росте удовлетворенности пациента.
    Бережливое производство – это особая схема управления любой организацией, в том числе, поликлиникой. Основная идея состоит в постоянном стремлении исключить любые виды издержек. Бережливое производство – это концепция, предполагающая вовлечение в процедуру оптимизации каждого сотрудника. Такая схема направлена на максимальное ориентирование в сторону потребителя, то есть - пациента. Главной задачей системы Бережливого производства в здравоохранении становится непрерывное совершенствование «потока создания ценности» для пациента. А что ценно для посетителя поликлиники? Удобство, комфорт, доброжелательность персонала, минимум времени, проведенного в поликлинике, при этом – достижение максимального результата.
    Эксперимент по внедрению Бережливого производства в здравоохранении был запущен в 2016 году в Ярославле, Калининграде и Севастополе. Проект реализуется Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации, Федеральным и Территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами государственной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при поддержке Производственной системы государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
    С мая 2017 года «пилотный» проект «Бережливая поликлиника» заработал и в Нижегородской области. Партнером по реализации данной программы в нашем регионе, наряду с министерством здравоохранения Нижегородской области и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области, выступила Дирекция по развитию Производственной системы Группы ГАЗ.
    О старте проекта «Бережливая поликлиника» в Нижегородской области заявил Губернатор Валерий Шанцев на заседании Правительства региона, которое прошло 30 мая 2017 года.
    - Необходимо не только обеспечивать высокое качество лечения, но и сокращать время нахождения пациентов, особенно в амбулаторном звене, чтобы электронная очередь не превращалась в многочасовое сидение в коридорах поликлиник – сообщил Валерий Шанцев. - Надо освобождать врачей от рутинной, бумажной работы, чтобы у них оставалось как можно больше времени для пациентов, чтобы каждый мог получить внимание и грамотное лечение. Для этого и начата реализация проекта «Бережливая поликлиника».
    - Важно, что представители страховых медицинских организаций, как включенные в состав всех организационно-руководящих рабочих групп, так и в лице страховых представителей в поликлиниках-участницах проекта, с первых дней активно включились в работу по выявлению проблемных вопросов и «узких мест» в работе медицинских организаций, – сообщила директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области Светлана Малышева.
    Как отметила министр здравоохранения Нижегородской области Ирина Переслегина, перед главными врачами поставлена задача в несколько раз сократить длительность ожидания пациентом приема у врача, длительность нахождения в очереди в регистратуру или ожидания какого-либо медицинского обследования.
    В качестве «пилота» в Нижнем Новгороде работают 3 взрослые (ГБУЗ НО «Городская поликлиника №7 Нижегородского района», ГБУЗ НО «Городская клиническая больница №12» (поликлиника №1) и ГБУЗ НО «Сергачская ЦРБ») и 2 детские поликлиники (ГБУЗ НО «Детская городская поликлиника №39 Советского района» и детская поликлиника ГБУЗ НО «Сосновская ЦРБ»).
    Совместным приказом министерства здравоохранения Нижегородской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области была создана межведомственная рабочая группа, курирующая развитие «пилотной» программы. В каждой медицинской организации главный врач, инициативные сотрудники, представители Территориального фонда ОМС, страховых медицинских организаций и Группы ГАЗ организуют еженедельные встречи для совершенствования подходов к воплощению тактических планов реализации проекта.
    Страховыми представителями еженедельно проводится анкетирование, в первую очередь, с целью изучения удовлетворенности пациентов информационной средой, сроками ожидания обследования и приема, а также, отношением врачебного и среднего персонала. Анализ данных еженедельного анкетирования показал, что с момента старта «пилотного» проекта отмечается повышение удовлетворенности граждан как санитарным состоянием медицинских организаций, так и отношением персонала. Увеличилось число респондентов, указавших более короткое время, необходимое для получения информации в регистратуре, время ожидания приема участкового врача, консультации врачей-специалистов и лабораторно-диагностических исследований.

Результаты, которые должны быть достигнуты при реализации проекта:

1.    Сокращение времени ожидания пациентом получения медицинских услуг;
2.    Повышение удовлетворенности пациентов качеством и сроками  получения медицинских слуг;
3.    Обеспечение равномерного сбалансированного распределения функциональных обязанностей между врачами и средним медперсоналом, а также  распределения функций персонала внутри отдельных структурных подразделений (например, регистратуры, клинической лаборатории и др.);
4.    Оптимизация информационных потоков, в т.ч.  повышение эффективности медицинской информационной системы, устранение дублирования и избыточного ручного труда при вводе информации в МИС;
5.    Формирование рациональных потоков пациентов в зависимости от цели посещения медицинской организации;
6.    Стандартизация лечебно-диагностических процессов на базе «лучших практик» и снижение их вариабельности;
7.    Эффективное использование площади медицинских организаций;
8.    Прозрачность организации лечебно-диагностических процессов для пациентов и для руководителей медицинских организаций;
9.    Формирование компетенций персонала медорганизаций по быстрому выявлению проблем и их устранению;
10.    Создание образцов выстраивания эффективных потоков для тиражирования их на другие медицинские организации.